Убедительная просьба ознакомиться с новыми правилами форума. С уважением, администрация форума.
М-72 (тяжелый армейский мотоцикл). - Орловско-Курская Дуга
Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 16:54

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Танкист  
Орловско-Курская Дуга » Реконструкция Великой Отечественной войны » Техника и оружие » М-72 (тяжелый армейский мотоцикл).
М-72 (тяжелый армейский мотоцикл).
RodionДата: Вторник, 08.04.2008, 15:54 | Сообщение # 1
Старшина
Группа: JNF.RGT.107
Сообщений: 200
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
М-72 (тяжелый армейский мотоцикл).
Выпуск мотоциклов М-72 начался в 1941 году и продолжался вплоть до 1960 года, а его модификации - до начала 80-х. Выпускались модели М-72, М-72Н, М-72М, К-750. В Китае же М-72 выпускаются до сих пор, причем по советской технической документации, правда, называются они "Чжанг-Сянг".

В предвоенном 1940 году М-72 по приказу сверху был попросту скопирован с немецкого BMW-R71 (БМВ-Р71) точно так же, как позже первые советские бомбардировщики, носители ядерного оружия Ту-4, были скопированы по решению Сталина с американских Б-29 - "Суперкрепостей", севших на вынужденную в 1944-1945 гг. на советском Дальнем Востоке. Точно так же, как драли все, что плохо лежит, японцы в шестидесятых, корейцы в семидесятых, затем китайцы, начиная с 90 -х и по сей день. Да и не только они, солидные фирмы, да и правительства Старого и Нового света никогда не брезговали промышленным шпионажем, возможно делая это несколько тоньше, да и то не всегда. Кстати сказать, знаменитый оппозитный двигатель, благодаря которому мотоциклы «БМВ» завоевали мировую известность, был во многом скопирован немцами с английского двигателя "Дуглас". А в то время в воздухе уже ощутимо пахло порохом, и вопрос о вступлении СССР в войну был лишь вопросом времени. И вот в 1940 году через третьи страны были закуплены несколько образцов BMW-R71, и на базе московского завода "Искра" создали ОКБ под руководством Н. П. Сердюкова, которое и должно было наладить выпуск мотоциклов для Красной армии. Понятно, что технической документации на мотоциклы не было не какой. Полученные образцы полностью разбирались, снимались размеры, брались и изучались пробы металла, определялись допуски и т.п. - словом, трудности были огромные. Возможно, было бы натяжкой сказать, что М-72 в те годы вызвал революцию в машиностроении подобно той, что Ту-4 сделал в советском самолетостроении, но многие технологии он двинул серьезно.
Например, на БМВ рама сваривалась из цельнотянутых труб переменного сечения (эллиптическое переходило в круглое), и советским трубопрокатным заводам пришлось в кратчайшие сроки осваивать новую продукцию. С технологической точки зрения новинкой стали и сложные отливки из алюминиевого сплава картеров двигателя и коробки передач. А телескопическая вилка с гидравлическим амортизатором? Она требовала одинаково высокой точности и чистоты обработки по всей своей значительной длине. А конические шестерни со спиральным зубом по системе "Глисон" могли нарезать только два ведущих автомобильных завода в стране (ЗИС и ГАЗ), а именно такие шестерни были в главной передаче БМВ. И все же, в течение года задачи были решены, и уже в 1941 году был начат выпуск мотоциклов М-72.
Головным предприятием по выпуску мотоциклов М-72 стал Московский велосипедный завод, позже переименованный в мотозавод (ММЗ). Двигатели поставлял ЗИС (ныне ЗИЛ), коробки передач - КИМ (ныне АЗЛК), коляски приходили из Горького - ГАЗ. Параллельно с головным предприятием выпуск М-72 освоили на Харьковском авторемонтном заводе и Ленинградском заводе "Красный Октябрь", а с началом войны к ним присоединились Горьковский мотоциклетный завод "Красная Этна" и Мотоциклетный завод в Ирбите (впоследствии знаменитый ИМЗ), разместившийся в цехах бывшего пивоваренного завода, и куда было эвакуировано основное КБ из Москвы.

Так Красная армия получила новые современные тяжелые армейские мотоциклы, которые, в первую очередь, шли на комплектование разведывательных, танковых и механизированных частей и заслужили в войсках хорошую репутацию. На М-72 устанавливался приемистый двухцилиндровый, нижнеклапанный, объемом 746 см. куб. двигатель с низкой степенью сжатия, два карбюратора и карданная передача. Благодаря оппозитному расположению цилиндров двигателя М-72 имел довольно низкий центр тяжести, что способствовало его дорожной устойчивости. Удобным было переключение передач: ножное - педалью и ручное с помощью короткого рычага. А мягкая, за счет телескопической передней вилки и задней пружинны, подвеска колес позволяла хорошо чувствовать и держать дорогу. Прерыватель, маслонасос, генератор на М-72 имели уже шестеренчатый привод. Были, конечно, и у него недостатки, но они с лихвой перекрывались многочисленными достоинствами, М-72 нравился всем. Всего за период с 1941 по 1960 год было выпущено более 6000 машин, как в одиночном варианте, так и с коляской, и, безусловно, М-72 стал важной вехой в советском мотоциклостроении.

Каждый М-72 являлся боевой машиной, носителем стрелкового оружия. Поэтому по классификации ГАБТУ РККА М-72 идентифицировался как бронетехника. На мотоцикле устанавливался ручной пулемёт ДП (Дягтерева Пехотный), образца 1927 года (калибр 7,62 мм, общая длина 1266 мм, масса без боеприпасов - 8,4 кг, скорострельность техническая 600 выстрелов в минуту, боевая 100-120 выстрелов в минуту, ёмкость диска 47 патронов, начальная скорость пули 840 метров в секунду).
Пулемет крепился сошками к пластине специального поворотного устройства - вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад.
Также в очень ограниченном количестве в войска поступали модификации с установленным, вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом и с колясками, изготовленными из дерева или из авиационной фанеры. Также на мотоцикл навешивались легкосъемные сумки для боеприпасов и ЗИП.

Техническая характеристика мотоцикла М-72
Годы выпуска: 1941 - 1960
Количество мест: 2
Тип двигателя: четырехтактный, нижнеклапнный
Рабочий объем, см. кубических: 746
Число цилиндров: 2
Диаметр цилиндров, мм: 78
Ход поршня, мм: 78
Степень сжатия: 5,5
Мощность, л.с./кВт: 22/16, при частоте вращения коленвала, 300 об/мин
Зажигание: от магнето
Сцепление: сухое, дисковое
Количество передач: 4
Размер шин, дюймы: 3,75x19
Длинна, мм: 2400
База, мм: 1430
Колея, мм: 1650
Высота, мм: 1000
Клиренс, мм: 135
Сухая масса, кг: одиночки 205, с коляской 380
Емкость бензобака, л: 22
Максимальная скорость, км/ч: одиночки 105, с коляской 85

 
ДоцентДата: Вторник, 08.04.2008, 17:59 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 135
ВИК:
Статус: В увольнении
ИМХО лучше бы Цунндап КС 75 скопировали.

И пообещал применить табельное оружие в области ануса. © Страйкер Андрюша
 
RodionДата: Среда, 09.04.2008, 09:20 | Сообщение # 3
Старшина
Группа: JNF.RGT.107
Сообщений: 200
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
Цунндап было бы неплохо, но что скопировали, то скопировали. А вообще вчера клуб Новикъ приобрел М-72, теперь будем восстанавливать.
 
ДоцентДата: Среда, 09.04.2008, 09:41 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 135
ВИК:
Статус: В увольнении
Quote (Rodion)
Цунндап было бы неплохо, но что скопировали, то скопировали. А вообще вчера клуб Новикъ приобрел М-72, теперь будем восстанавливать.

Ну так это в корне меняет дело! Просто отлично! А в каком состоянии сам аппарат?


И пообещал применить табельное оружие в области ануса. © Страйкер Андрюша
 
RodionДата: Среда, 09.04.2008, 10:35 | Сообщение # 5
Старшина
Группа: JNF.RGT.107
Сообщений: 200
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
Аппарат в офигенном ходовом состоянии, требует внешней доработки, покраски и изготовление турели.
 
SchreinerДата: Вторник, 22.04.2008, 11:07 | Сообщение # 6
Jnf.Pi.Zug/Jnf.Rgt.107
Группа: Администраторы
Сообщений: 450
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
Rodion, а можешь фотки мотоцикла выложить если не тяжело? Охота взглянуть на его состояние. Краска родная осталась?

gefreiter Helmut Schreiner Jnf.Pi.Zug/Jnf.Rgt.107 (Sperrensprengtrupp)
 
RodionДата: Среда, 23.04.2008, 09:16 | Сообщение # 7
Старшина
Группа: JNF.RGT.107
Сообщений: 200
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
Фотки выложу, завтра утром, к сожалению краска не родная, он перекрашен в черный цвет, причем кисточкой.
 
СержантДата: Четверг, 10.07.2008, 10:30 | Сообщение # 8
Старшина
Группа: Пользователи
Сообщений: 211
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
Кстати, если будет ещё такой же, то сообщите или хотя бы з\п к нему. Мой товарищ в Москве очень увлечён данным мотоциклом biggrin
 
Орловско-Курская Дуга » Реконструкция Великой Отечественной войны » Техника и оружие » М-72 (тяжелый армейский мотоцикл).
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz