Убедительная просьба ознакомиться с новыми правилами форума. С уважением, администрация форума.
Еще самолет! - Орловско-Курская Дуга
Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 07:42

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Танкист  
Орловско-Курская Дуга » Военная археология » Фотоотчеты с полевых выездов » Еще самолет! (ИЛ-2)
Еще самолет!
ТанкистДата: Суббота, 16.07.2011, 12:25 | Сообщение # 1
Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 889
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=43287

Wer kampft kann verlieren,wer nicht kampft hat schon verloren
 
ТанкистДата: Суббота, 14.04.2012, 20:13 | Сообщение # 2
Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 889
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
Нашли летчика!
Куракин Иван Иванович, лейтенант ком-р 1 АЭ 825 ШАП 225 ШАД. 1916 года рождения.
Стрелок Фирсов Алексей Александрович, сержант

1. Как уже писал в прошлом году номер двигателя ф243346 в списках потерь 225 ШАД от 14 июля 1943 года. Всего в списке 26 моторов, плюс еще несколько занесенных в более ранние даты. Учет самолетов и моторов к этому времени велся раздельно. В отдельной сводке есть номера такого же количества списанных самолетов. Моторы и самолеты были получены в начале июня с завода №1 в Куйбышеве.
2. Удалось установить в документах полков и дивизии, что 614 ШАП в эти дни потерь не было. В 783 ШАП и 810 ШАП не было потерянных моторов под таким номером. НО по оставшемуся 825 ШАПу за эти дни отсутствовали нужные документы - ни актов расследования потерь, ни списков потерь самолетов и моторов.
3. В оперативных донесениях 825 ШАП за 13.07.1943 года есть номера самолетов и фамилии экипажей (пилот-стрелок), не вернувшихся в этот день с боевого задания. В следущие два дня часть севших на вынужденную посадку экипажей вернулась в полк и в оперативных донесениях даются их описания боев. Нужно отметить, что часть номеров самолетов была неточно сообщена в разных частях донесения и разных донесеениях. То же самое в оперативных донесениях штаба 225 ШАД.
3. Оставалось найти связку самолет-мотор по 825 ШАП. Долго не удавалось этого сделать. В отном деле нашел таблицы таких намеров с начала января через каждые 5-10 дней, но в конце мая они пропали. Примерно тоже самое в другом документе дивизии по списанным самолетом-моторам.
4. Поскольку полк прилетел из Куйбышева на новых самолетах всего за месяц с небольшим до трагичного 13 числа, можно было предположить, что моторы на самолетах еще не меняли. Найденные записи о полевом ремонте самолетов полка это подтверждали. Заказал дела 1-й запасной авиационной бригады в Куйбышеве - там получали с заводов №1 и №18 Ил-2 и формировали из них маршевые авиационные полки а Опергруппе на аэродроме Кряж. Запасные авиационные полки, входившие в бригаду, готовили летчиков россыпью и групами отправляли на фронт. Так вот, в деле бригады нашел список самолетов-моторов, отправленных с 825 ШАПом. Там же были списки летного состава с должностями, налетом, оценками, результаами и пр. (Перед этим были списки по 614 и 810 полкам 225 дивизии.)
Первой строчкой шел самолет №6750 с мотором ф243346. На этом самолете 13.7.43 не вернулись с боевого задания Куракин и Фирсов. №6750 в разных донесениях и местах всегда шел с Куракиным и по нему не было никогда разночтений. Кроме того, в списке самолетов отбывших из 1-й ЗАБригады первые 10 принадлежали 1-й АЭ (по установленным в донесениях номерам) и первые два самолета соответствовали командиру и заму командира 1-й АЭ - начиная с Куракина. Т.е. сомнений, что №6750 - это Куракин, практически нет.

Немного о том бое 13.7.43. Для поддержки наступающих на Орел наземных армий в этот район стянули массу авиации, но посылали ее мелкими группами до 6 самолетов, неспособных замкнуть оборонительный круг в сопровождении 4 истребителей. Немцы к 13.7. стянули в этот район до 60 истребителей, которые и встретили первую пятерку Куракина (один самолет из шестерки, очевидно авария на взлете).
Боевую задачу утром в 5-54 довели до 825 ШАПа - группой в 6 экипажей в 7-45 - 8-00 атаковать артиллерийско-минометные огневые позиции и скопление живой силы в овраге от Грачевки до Козинки. Вторая группа в 6 экипажей в 8-00 - 8-15 атаковать лес от Услань до Хмелек.
В итоге их пятерки Куракина вернулся экипаж Фомичева-Тмошенко с вынужденной посадкой на фюзеляж в районе 2 км южнее Машково. Над целью в районе Грачевки сбили Ил-2, летчик выпрыгнул с парашютом. Фомичев сообщил, что Гайдук, но днем позже исправили, что это был Кириличев в районе совхоз Ржаное.
Фомичев наблюдал остальные 3 Ил-2 группы, уходившие от цели в сторону фронта. Из одного из них в районе Троицкое выпрыгнул с парашютами экипаж. Это был майор Цесаренко (штурман полка), которого в районе Городило севернее 10 км Вяжи обстреляла наша ЗА. Цесаренко и сержант Литвиненко выпрыгнули с парашютами в районе Жашково.
По словам Цесаренко, ведущего Куракина атаковали два ФВ-190 спереди и сбоку. Самолет Куракина задымился и с резким снижением ушел на свою территорию, одновременно майор Цесаренко наблюдал, как атакующие истребители противника загорелись и упали в районе цели от огня лейтенанта Куракина и его воздушного стрелка сержанта Фирсова.
От цели до места находки в районе Стрельниково километров 12 на ССЗ. Фронт был и на восток и на северо-восток. Или решил обойти основные места боев с МЗА на востоке или его туда истребители загнали..


Wer kampft kann verlieren,wer nicht kampft hat schon verloren
 
ТанкистДата: Понедельник, 04.06.2012, 11:01 | Сообщение # 3
Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 889
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
В воскресень ездили на границу Мценского и Залегощенского районов по самолету. Нашли место, правый берег реки Алешня недалеко от Арсеньево. Но как такового самолета(мотора) уже и не было- видно ударился плашмя, и хотя двигатель вдребезги, глубина воронки всего метр. Нашли обломки брони, мотора, останки боезапаса- Шкас, Швак, УБ. ИЛ-2 в итоге. Но металла не очень много в сумме, там его и оставили. Ни номеров, ни шильдиков, но информация главное- падение предыдущего всего в трех-четырех километрах, можно уже связывать, где-то в пятистах метрах еще был ИЛ-2, но он не упал, а приземлился, но летчик и стрелок тут же умерли(по рассказам деда), их лет двадцать назад "Самолет" перезахоронил. В этом костей не было.

Wer kampft kann verlieren,wer nicht kampft hat schon verloren
 
СергейДата: Четверг, 07.06.2012, 00:31 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
ВИК:
Статус: В увольнении
Молодцы, орловцы! Так держать. Фото нет оттуда?
 
rabbitДата: Суббота, 16.06.2012, 18:44 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
ВИК: Пока не в каком не состою.
Статус: В увольнении
Сань второй самолёт это не тот что под д.Зарёй упал. Дед мне рассказывал. Лётчик был захоронен на опушке. Потом был экзгумирован и перезахоронен в Подмаслове.
 
ТанкистДата: Суббота, 16.06.2012, 20:02 | Сообщение # 6
Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 889
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
Не, не тот. Фотографировать особо нечего было- обломки брони, кусочки алюминия и гильзы боекомплекта.

Wer kampft kann verlieren,wer nicht kampft hat schon verloren
 
KILLOGДата: Суббота, 11.04.2015, 16:43 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
ВИК: нет клуба
Статус: В увольнении
Фирсов Алексей Александрович это брат моего деда. Возможносводный или от разных отцов, так как фамилии у них разные. У нас в семье
хранится фотография Фирсова Алексея про которого мы знаем что это брат деда и
он был лётчиком. И не вернулся с боевого задания. На сайте obd-memorial.ru я
нашёл что он погиб 12.07.43г и служил в 15 Возд. Арм. 825 ШАП. Поиск по фамилии
более подробных результатов не дал. И я начал искать на просторах интернета
информацию про 825 авиа полк. Наткнулся на Ваш сайт.


Изучаю генеалогию семьи
 
ТанкистДата: Понедельник, 13.04.2015, 21:33 | Сообщение # 8
Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 889
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
Там история мутная в итоге. Куракин полетел на другом самолете. Его подбили, попал раненый в немецкий госпиталь в Орле и наши его потом оттуда 5 августа освободили. Кто был на самолете Куракина пока непонятно. Две недели назад подняли опять эту тему, пытаемся разобраться.

Wer kampft kann verlieren,wer nicht kampft hat schon verloren
 
KILLOGДата: Вторник, 14.04.2015, 16:10 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
ВИК: нет клуба
Статус: В увольнении
Спасибо за ответ.
Я уже прочитал тему на форуме trizna.ru. Могу сообщить следующее, оказывается моя тётка (племянница Фирсова Алексея) делала запрос. в Военной академии в Твери. Долго он оставался без ответа., а пару лет назад в Тверь приезжали немцы и вручили ей документ о том что он погиб в концлагере. А тётка ни кому об этом не рассказала (думала нам не интересно). А когда ей сообщили мои сёстры про мои поиски она это и выдала и пообещала найти сей документ. Жду информации от сестёр. Если вдруг что всплывёт про Фирсова отпишитесь пожалуйста.
Ещё раз огромное спасибо за вашу работу.


Изучаю генеалогию семьи
 
ТанкистДата: Понедельник, 25.02.2019, 10:05 | Сообщение # 10
Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 889
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
KILLOG, про Фирсова документов нет, что он погиб в плену-есть что-либо материальное? По ОБД не бьется.
А, увидел, что это была ошибка.


Wer kampft kann verlieren,wer nicht kampft hat schon verloren
 
ТанкистДата: Пятница, 01.03.2019, 20:37 | Сообщение # 11
Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 889
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
Продолжение...
В результате очередного просмотра съемок  поднятия пришли к выводу, что за плитой лежал все-таки стрелок. Самолет в процесс весь перемешало и я был уверен, что там пилот, но теперь видится все по другому. Теперь сходится то, что никаких упоминаний о замене самолета нет. И Куракин вылетел на своем 6650 с Фирсовым.. Напрягало то, что по наградному листу при вынужденной посадке Куракин даже не поинтересовался, а что у него со стрелком?. Потом по аналогии подсказали, что там написано красиво для получения награды. И что он вообще сел. В документе ВА о возвращении в часть же написано, что он выбросился с парашютом в районе Грачевка и как выше написано, что до места падения 12 км. Я задался целью узнать, сколько может покинутый самолет пролететь до момента столкновения с землей. Вообще подбитый самолет по моим расчетам с километра высоты и скорости 300-350 км.ч. через 15-20 секунд врезался в землю. Но если ИЛ-2 просто задымил, летчик выбросился, а самолет продолжал лететь? Начал изучать всякие элероны-триммеры, управление...газ был полный, рули высоты затриммированы, автопилот, пока не заклинил мотор от вытекшего масла или воды. Пообщался на авиафорумах. Нет. Получалось, даже если самолет просто выставить идеально, он летит по прямой, то при прыжке нарушается развесовка, аэродинамика от открытого фонаря. от задетой при прыжке ручки, еще куча факторов  и все. Самолет неуправляем. В итоге пришли к мнению: штурмовик был подбит( задымил- пробито масло или вода), но не сбит. Начал уходить со снижением на свою территорию(аэродромы в районе Плавска-Черни). Через какое-то время кипяток или горячее масло начало хлестать в лицо или масло вспыхнуло на коллекторах(ожоги), летчик принимает решение прыгать. Это 1,5-2  минуты спустя после боя. Прыгает над территорией противника, попадает в плен, самолет с Фирсовым в землю. Заказал ЖБД 825 ШАП, посмотрю что еще есть. Пока так. Долго думали, фото Фирсова на форуме "ушло", закиньте, у кого осталось. И еще: есть у немцев потери ФВ-190 в это время в этом районе, как указывают, два загорелись и упали от огня Куракинского штурмовика?  Спасибо всем огромное за помощь.


Wer kampft kann verlieren,wer nicht kampft hat schon verloren
 
RomanusДата: Воскресенье, 03.03.2019, 01:49 | Сообщение # 12
Младший сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 91
ВИК: нет
Статус: В увольнении
Блин. Прям "Расследование авиакатастроф" с Дискавери.
Ну хорошо, летчик прыгнул, стрелок остался, центр масс сместился к хвосту, плюс открытый фонарь. Я не специалист в авиации. Если вверх, то момент будет опять же поднимать нос и позволит самолету пролететь дальше.


.
 
KILLOGДата: Пятница, 19.04.2019, 16:04 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
ВИК: нет клуба
Статус: В увольнении
Здравствуйте.
Съёмки какого рода упоминаются? Можно на них взглянуть? Если всё таки в
самолете был стрелок Фирсов, то можно уточнить место падения самолёта?
Хочу приехать.
Выкладываю Фото Фирсова Алексея Алесандровича.
Прикрепления: 4734897.jpg (86.2 Kb)


Изучаю генеалогию семьи
 
Орловско-Курская Дуга » Военная археология » Фотоотчеты с полевых выездов » Еще самолет! (ИЛ-2)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz