Танкист | Дата: Суббота, 28.03.2015, 21:51 | Сообщение # 5 |
Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 889
ВИК: "Орловский рубеж"
Статус: В увольнении
| Вот, переслали: Описаниемонументального художественно-исторического рельефа«Битвана Курской дуге»Авторы:С.Титлинов, А.Медведев, А.Чернышев Рельеф «Битва на Курской дуге» является четвертым в серии из шестирельефов «Вехи Великой войны», посвященной самым значительным событиям Великой Отечественной войны. Перед ним располагаются рельефы «Битва за Москву», «Блокада Ленинграда» и «Сталинградская битва». За ним следуют «Освобождение Европы от нацизма» и завершающий рельеф «Победители».В основу философской, исторической и художественной концепциирельефа положены следующие основные факты битвы на Курской дуге:1. Победа вбитве на Курской дуге стала коренным переломом в Великой Отечественной войне и началом полного освобождения нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков.2. Несмотряна то, что битва на Курской дуге состояла из трех операций: курской оборонительной, орловской и белгородско-харьковской наступательных операций, встречное танковое сражение у деревни Прохоровка вошло в мировую историю как крупнейшее и стало символом всей битвы.3. Победу вбитве на Курской дуге во многом предопределила восстановленная и окрепшая промышленность Советского Союза, которая обеспечила превосходство нашей армии над врагом в вооружениях.Рассмотрим рельеф. Его центр отведен осмыслениютанкового сражения под Прохоровкой.На переднем плане два разбитых, горящих танка,один из них вражеский. Когда-то Осип Мальдельштам написал: «…Есть внутренности жертв, чтоб о войне гадать…». Конечно, управляют бронированными машинами люди. Но они сокрыты от глаз непроницаемыми стальными стенами. Все их рвущиеся из груди во время боя крики и хрипы, их мучительный кашель от дыма и гари выстрелов, их пот от невыносимого жара и духоты, их кровь, запекшаяся на разбитых лицах, их тела, расплющенные и сгоревшие в изуродованных, разбитых танках срыты от глаз этими стенами. Икогда мы слышим крик «Танки!», то представляем ползущих железных чудовищ, но никак не людей, в них находящихся.Развороченные танки на переднем плане с раскрытымизияющими чревами и разбросанными по земле вывалившимися железными внутренностями – это не только символ страшного танкового столкновения под Прохоровкой, ставшего символом всей битвы на Курской дуге. Это символ ожесточенного столкновения двух миллионов человеческих тел, сокрытых от мира в бронированных чревах. Глядя на искореженный металл, нарочито выпирающий из рельефа, мы предлагаем вам, зрителям, представить, что испытывали воины, находившиеся внутри танков и какой ценой была достигнута Победа.Прямо под вражеским «тигром» на земле написаныстроки из поэтической солдатской молитвы – стихотворения Константина Симонова «Жди меня».Строки из этого стихотворения проходят черезвсе шесть рельефов серии «Вехи Великой войны». Начинаются они в рельефе «Битва за Москву» и сначала звучат, как мольба: Ждименя, и я вернусь, Толькоочень жди. Жди,когда наводят грусть Желтые дожди…Постепенно их тональность меняется. В Сталинграде они звучат, кактребование веры:Жди меня, и я вернусь,Не желай добра, Тем, кто знает наизусть,Что забыть пора…На Прохоровском поле, с почти наехавшими на них гусеницамивражеского танка, строки: Пусть поверят сын и мать,В то, что нет меня.Пустьдрузья устанут ждать…обретаютновые смыслы. Выжить среди расплавленного и сгоревшего металла танкового сражения было невозможно. Но! Солдат остался жив, наперекор всему, несмотря ни на что. Наехавший на поверженный вражеский танклегендарный советский танк Т-34 – символ Победы нашей армии в битве на Курской дуге.Под танками – пшеничное поле. 5-гоиюля 1943 года, когда началась битва на Курской дуге, созревшие пшеничные поля начали гореть. Потом война двинулась на Запад, оставив в земле искореженный металл кровопролитных боев. Потом на месте сгоревшего хлеба начал расти новый хлеб. Подпшеницей в рельеф вплавлены орудийные и пулеметные гильзы, найденные на Прохоровском поле, а также в Белгородской области и переданные авторам Государственным военно-патриотическим музеем-заповедником «Прохоровское поле» и Орловской областной молодежной общественной организацией «Военно-исторический клуб «Орловский рубеж» для включения в рельеф. Эти боевые реликвии придают историческую достоверность произведению, насыщая его дыханием истории. Проросшие сквозь этот некогда убийственный металл колосья пшеницы – великий символ торжества жизни над смертью. Дымы от горящей земли над победным Т-34 расступились, раскрываядалекий горизонт среднерусской равнины с мирным в легких облаках небом – символом все более и более явственно проступающей долгожданной Победы в Великой Отечественной войне.Правая часть рельефа посвящена тылу, фундаменту и опоре боевыхпобед.Под металлической фермой промышленного цеха виден лозунг «Все дляфронта – все для Победы». В огромном цехе, уходящем в даль, как во всей огромной стране, кипит работа. Льется металл, собираются танки, куется оружие победы. На переднем плане стоит женщина. Она крепко прижимает к себе детей.Куда устремлен ее взгляд, полный тревоги, понять трудно. Может на детей, а может и на поле, рождающее хлеб, который так нужен ее детям. Она еще довольно молода, но мешковатая не по размеру телогрейка, скрывающая фигуру, собранные в тугой «старушечий» пучок пряди волос, припухлые от работы руки превращают ее в женщину «без возраста». Где она находится? Может быть в тылу, или в эвакуации, или на оккупированной территории? Какая разница! Эта женщина – тоже тыл. Тыл для своего Солдата, защитника Родины. Потому что это ради нее и своих детей он ушел биться с жестоким врагом. И теперь ее главная забота – сохранить его тыл, сберечь для него детей и себя.Этаженщина, зажатая дымом войны и копотью оборонного завода, много пережила и перенесла, тяжело работала и от того рано состарилась, но не растеряла любви к мужу и детям – посвящение всем русским женщинам, тем, что вынесли на своих хрупких плечах все не женские тяготы Великой Отечественной войны.Вспомните свою бабушку, маму – это посвящение им тоже. В левой части рельефа на переднем плане стоит солдат. Возможно этотот солдат, что остался жив, несмотря ни на что. Он на минуту вышел из колонны батальона в хлебное поле. Большой тяжелой рукой бережно подхватил несколько колосков пшеницы. «Эх! Сейчас бы хлеб растить, а не воевать!» наверно думает солдат. Но его правая рука решительно сжимает перекинутый через плечо ремень винтовки. Сегодня он – Солдат, защитник Родины.Его батальон уже перешел через пригорок. Солдату нужно возвращатьсяв строй и идти дальше, на Запад. Обернувшись в последний раз на восток, куда он смотрит, о чемдумает? На сгоревшее, усеянное обломками разбитых вражеских танков Прохоровское поле и о том, что эта тяжелая Победа – дело его рук? А может быть его взгляд через тысячи километров устремлен к стоящей у поля жене, прижимающей к себе его сына и дочь? Суждено ли ему увидеть их снова? «Жди меня, и я вернусь. Всем смертям на зло…» начинают пока еще неслышно звучать заключительные строки симоновского стихотворения. Ураган Сталинградской битвы превратилсяв бурю. Эта буря народного гнева и благородной ярости родилась на бескрайних просторах нашей Родины, окрепла в битвах под Москвой и Сталинградом, закалилась в Ленинградской блокаде, переросла в коренной перелом в Великой Отечественной войне на Курской дуге. Именно эта буря приведет к полному освобождению нашей страны от захватчиков, освободит Европу от нацизма и завершится парадом Победы на Красной площади 24 июня 1945 года в Москве. Линии этой бури неудержимо устремились к левому краю рельефа «На Запад». «Маятник истории», совершив невероятный зигзаг, начал возвращаться в нормальное положение. Но, до полной Победы еще так далеко,один год и почти девять месяцев. Вспомните вместе с героями кинофильма «Белорусский вокзал» песню: Горити кружится планета, Наднашей Родиною дым. Значитнам нужна одна Победа, Одна на всех, мы за ценой напостоим…Слова этой песни, впечатанные в линии бури – символ все еще большойопасности, нависшей над нашей Родиной, и понимание того, что движение к Победе, потребует и великих подвигов, и, увы, неизбежных утрат.С момента завершения битвы наКурской дуге минуло 72 года. Казалось бы, драматические события осталось в далеком прошлом. Но, глядя на рельеф, давайте вспомним последние выпуски новостей! Вспомним беззащитных жителей Алеппо, Мосула, Донбасса, беженцев Сирии, Ливии, Украины, заложников из США, Франции, Японии, жертв терактов в Багдаде, Иерусалиме, Париже. Их крики и плач, их холодный пот, их запекшаяся кровь отрезанных голов, их сгоревшие и разорванные тела тоже, как и в танках под Прохоровкой, скрыты от мира стенами домов, перекрытиями подвалов, беззвучной картинкой беспилотника.Давайте спросимсебя «Находясь в безопасном, благополучном и сытом доме не преступно ли спокойно и равнодушно наблюдать ожесточенные столкновения современного мира?» и «Не приведет ли такое спокойствие к тому, что однажды ожесточенные столкновения вновь постучатся в дверь нашего благополучного и сытого дома?».Внизу под рельефом надпись: «Битва на Курской дуге» и даты началабитвы – 05 июля 1943 года и ее завершения – 23 августа 1943 года. Автор, руководитель авторского коллектива Сергей Титлинов
Wer kampft kann verlieren,wer nicht kampft hat schon verloren
|
|
| |